Великий нехочуха
Перечитываю "Горе от ума" - не сама по себе. Просто вот тот wyradhe, который про Цветаеву и её рано умершую дочку серию постов написал, он, насколько я понимаю, историк и с регалиями, и много интересного пишет в ЖЖ. Хотелось почитать про Маяковского, но отчего-то до Маяковского я не дошла, застряла на Чацком. 
Но его анализ и беседы про тонкости душевной организации героев - вот где истинный фандом русской классики! - это его взгляды. Смотрите в этом посте с этой точки:
wyradhe.livejournal.com/111448.html#cutid26
А я про свои. Ну, вернее, моё отношение к "Горю" нечаянно выразил один человек в Фидо, Алексей Рощин: "Перечитал недавно и воспринял совершенно по-другому. Чацкий - аннойный мудак, остальные оч. милые люди". Самая короткая и точная характеристика, ни прибавить, ни убавить. Вообще, Чацкого можно долго ругать за неумеренное честолюбие, капризность, неумение здраво оценивать реальность и понимать негласные законы существования общества - Чацкий тут, по-моему, идеальное воплощение русского просвещённого молодого человека первой половины 19 века: весь в прожектах, в радикальных взглядах, идёт на службу, чтобы ломать систему и воплощать свои фантазии, очень быстро обламывается, разворачивается и уходит, поджавши хвост, только при этом бесконечно поливает всех грязью, какие все вокруг не такие, как его, такого прекрасного и всего в белом, не любят. Будучи ребёнком в советской школе, эту позу "все вокруг дураки, один я умный" воспринимаешь как данность - ах, это ведь время было такое, что все негодяи, и только некоторые были честными и красивыми! Но когда взрослеешь, интереснее становятся как раз эти дураки - которые умели не только обижаться и говорить гадости, но жить нормальной жизнью. И пофиг даже на собственную социофобию, всё равно хочется посмотреть на успешных людей.
Только успешные люди были заняты делом и реальной жизнью, а не литераторством. Проблема, по-моему, во все времена острая.
Но фиг с ним, с Чацким в общественной жизни. Но Софья-то! Вернее, это самое "оскорблённое чувство", которое я со школы забыть не могу. Это вот то самое поведение, которое вызывает во мне ненависть-ненависть - Чацкий, видите ли, влюбился, и теперь Софья ему за это должна. Как минимум должна отвечать взаимностью, должна с ним носиться, идти за него замуж - ну а как же? Он же любит! А любят ли его, и какие у Софьи чувства и мысли - кого это волнует? Причём там у wyradhe есть толковый пост про то, как Чацкий с Софьей друг друга не поняли, и что причиной тому обычаи того времени и отсутствие известных, привычных способов разговора между молодыми людьми. Но что-то и в наше время такие казусы встречаются частенько - когда кто-то носится со своей придуманной, выпестованной любовью, а объект любви должен молча и благодарно принимать эти чувства и, на самом деле, всячески ублажать любящего. И лыжи, как правило, никак не едут - всех этих однолюбов с великой любовью почему-то бросают их измученные любимые.
ЗЫ. Ну и какабычна:
"А тётушка? всё девушкой, Минервой?
Всё фрейлиной Екатерины Первой?
Воспитанниц и мосек полон дом?"
Упд. Ой, забыла же важное! wyradhe высказал мысль, с которой я при чтении радостно соглашаюсь - что Скалозуб на самом деле вовсе не дурак, а довольный жизнью тролль, который стебёт в каждой реплике всё это московское чванливое общество. Только он и Чацкого, положим, стебёт не меньше.

Но его анализ и беседы про тонкости душевной организации героев - вот где истинный фандом русской классики! - это его взгляды. Смотрите в этом посте с этой точки:
wyradhe.livejournal.com/111448.html#cutid26
А я про свои. Ну, вернее, моё отношение к "Горю" нечаянно выразил один человек в Фидо, Алексей Рощин: "Перечитал недавно и воспринял совершенно по-другому. Чацкий - аннойный мудак, остальные оч. милые люди". Самая короткая и точная характеристика, ни прибавить, ни убавить. Вообще, Чацкого можно долго ругать за неумеренное честолюбие, капризность, неумение здраво оценивать реальность и понимать негласные законы существования общества - Чацкий тут, по-моему, идеальное воплощение русского просвещённого молодого человека первой половины 19 века: весь в прожектах, в радикальных взглядах, идёт на службу, чтобы ломать систему и воплощать свои фантазии, очень быстро обламывается, разворачивается и уходит, поджавши хвост, только при этом бесконечно поливает всех грязью, какие все вокруг не такие, как его, такого прекрасного и всего в белом, не любят. Будучи ребёнком в советской школе, эту позу "все вокруг дураки, один я умный" воспринимаешь как данность - ах, это ведь время было такое, что все негодяи, и только некоторые были честными и красивыми! Но когда взрослеешь, интереснее становятся как раз эти дураки - которые умели не только обижаться и говорить гадости, но жить нормальной жизнью. И пофиг даже на собственную социофобию, всё равно хочется посмотреть на успешных людей.

Но фиг с ним, с Чацким в общественной жизни. Но Софья-то! Вернее, это самое "оскорблённое чувство", которое я со школы забыть не могу. Это вот то самое поведение, которое вызывает во мне ненависть-ненависть - Чацкий, видите ли, влюбился, и теперь Софья ему за это должна. Как минимум должна отвечать взаимностью, должна с ним носиться, идти за него замуж - ну а как же? Он же любит! А любят ли его, и какие у Софьи чувства и мысли - кого это волнует? Причём там у wyradhe есть толковый пост про то, как Чацкий с Софьей друг друга не поняли, и что причиной тому обычаи того времени и отсутствие известных, привычных способов разговора между молодыми людьми. Но что-то и в наше время такие казусы встречаются частенько - когда кто-то носится со своей придуманной, выпестованной любовью, а объект любви должен молча и благодарно принимать эти чувства и, на самом деле, всячески ублажать любящего. И лыжи, как правило, никак не едут - всех этих однолюбов с великой любовью почему-то бросают их измученные любимые.
ЗЫ. Ну и какабычна:
"А тётушка? всё девушкой, Минервой?
Всё фрейлиной Екатерины Первой?
Воспитанниц и мосек полон дом?"
Упд. Ой, забыла же важное! wyradhe высказал мысль, с которой я при чтении радостно соглашаюсь - что Скалозуб на самом деле вовсе не дурак, а довольный жизнью тролль, который стебёт в каждой реплике всё это московское чванливое общество. Только он и Чацкого, положим, стебёт не меньше.

То ли я чего-то не поняла, то ли это как-то сликом круто О_о Это любой, кто писатель, не занят делом и реальной жизнью, и не успешен? О_о
Глядя на наших классиков первой половины 19-го века - таки да, ощущение именно такое. Редкостные чмошники, у которых миллион слов и идей, а толку чуть. Иногда извинительная бедность, ибо сама по себе профессия литератора тогда, кажется, весьма напряжно окупалась, но чаще это дворяне, не самые денежные, но и не нищие, люди с гарантированным местом на государственной службе, блестяще образованные - и что? Умудряются поссориться со всеми своими благодетелями, впутаться в неприятности с властями, привычно оскорбляют просто окружающих - ну вот что сделал Лермонтову этот несчастный Мартынов, которого он травил? - и в конце концов напрашиваются на раннюю смерть. А вот такого классика, который жил бы счастливо и писал бы про эту счастливую нормальную жизнь, я не помню. Нет, ну может и правда время было такое тяжкое... но почему-то не верится. Советский Союз по-любому был покруче в плане мысленной несвободы, но ведь и тогда была нормальная счастливая жизнь у многих людей, и какие-то истории про них - про нормальную, не заидеологизированную жизнь были, особенно в кино.
А, ну и что я сказать хотела-то - обычно те люди, которые реально заняты делом, пусть профессией, пусть личной жизнью - они просто живут и работают. Потребности в рефлексии и отражении этой самой жизни на бумаге у них нет. Ну, то есть, счастливых исключений из правила хватает - ну вот Хэрриот как очевидный пример. Человек всю жизнь занимался любимой профессией, растил любимых детей, и всю жизнь же писал про всё это чудесные книги. Но очень часто - и от русской классики это ощущение просто тотальное - писатели были люди жизнью недовольные, причём вне зависимости от своего реального материального положения и жизненной устроенности. То есть не помню такого классика, который жил бы и радовался, а не стремился обличать. Ну, конечно, советская идеология такого бы писателя постаралась отфильтровать, а всё равно ощущение, что в России это просто-напросто было не модно, писать такие вещи.
Успешным или неуспешным в какой области? Как поэт он действительно гений, который едва ли не величайший во всём мире, тут просто сравнивать не с кем, даже Шекспир, по-моему, сосёт. Но вот как человек в реальной жизни, как придворный, как муж и отец - ощущение какого-то вечного шалопая, бездельника, который не умеет ни о ком заботиться, не умеет браться ни за какое дело.
О нет, я не хочу начинать разговор о том, что считать успешностью, а что неуспешностью
Спасибо, по ссылке интересный оналез Тыняновского Грибоеда.
Ой, там дофигища интересного, я только начинаю раскапывать.
Ну, я вижу, да, что дофига интересного
А вот насчет Скалозуба - отличная мысль. Даже перечитать захотелось!
Ох, эта советская школа, где из произведения надо было делать нужные выводы, и ни шагу в сторону!
А вот насчет Скалозуба - отличная мысль. Даже перечитать захотелось!
Ага, и интересно так читать.
Ага, ощущение, как будто наоборот человек прикидывается дураком, простаком, но при этом он желательный член общества. Удачный ход.
И веселится от души.
Приятно о нем так думать.
Мне раньше не хватало этого в его образе. Точно перечитаю.
писатели были люди жизнью недовольные, причём вне зависимости от своего реального материального положения и жизненной устроенности.
Если "вне зависимости от материального положения и жизненной неустроенности" - то какая связь с успешностью?) Можно быть объективно очень успешным человеком, и все равно быть недовольным происходящим вокруг. Чувство спокойного довольства вообще плохо увязывается с любой созидательной деятельностью, потому что когда ты всем доволен - чего тебе возиться?
Что касается писательства/службы, то сам Грибоедов, кстати, очень хороший пример. Мужик и "Горе от ума" написал, и дипломат был от бога.
С рефлексией и ее необходимостью немножко потруднее. В девятнадцатом веке и в первой половине двадцатого вообще большинство грамотных думающих людей вели дневники - специально для того, чтобы рефлексировать, - не будучи при этом писателями и занимаясь самыми-самыми разными делами, от гос.службы до экспериментальной физики.
По поводу пьесы - очень и очень согласна, Чатский бесит страшно и сразу дважды: потому, что он злобный мелкий упырок, который докапывается всю пьесу для ничего плохо не сделавших ему людей - на том только основании, что он вроде бы умнее, и потому, что его в два хода в итоге разыгрывает девица Софья, так что единственное реальное испытание для своего ума и проницательности, которое ему в пьесе выпадает, парень проваливает с треском.
Сейчас вспоминаю, что я хотела сказать - по-моему, тут речь об удовлетворённости жизнью. Пусть даже у деятельного человека всегда есть какие-то цели, и, следовательно, хроническое состояние неудовлетворённости чем-то конкретным, но всё равно есть довольно чёткое ощущение - на своём ты месте или нет, своим делом занят или нет, получается у тебя в общей массе или сплошные проигрыши.
Чувство спокойного довольства вообще плохо увязывается с любой созидательной деятельностью, потому что когда ты всем доволен - чего тебе возиться?
Незачем.
Что касается писательства/службы, то сам Грибоедов, кстати, очень хороший пример. Мужик и "Горе от ума" написал, и дипломат был от бога.
Я бы так не сказала. То есть то, что я вычитала в его биографии (взятой где-то близко в интернете), как раз дипломатом его не называет. Он настолько оскорбительно вёл себя при персидском дворе, что в немалой степени спровоцировал своё убийство (и если бы только своё). Дипломат от бога, возможно, не смог бы добиться выполнения условий мира, но вряд ли пал жертвой массовой резни.
Вот, Википедия, можно и дальше копать при желании:
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%BD%...
В девятнадцатом веке и в первой половине двадцатого вообще большинство грамотных думающих людей вели дневники - специально для того, чтобы рефлексировать, - не будучи при этом писателями и занимаясь самыми-самыми разными делами, от гос.службы до экспериментальной физики.
О, кстати да! Об этом я не подумала. Добраться бы до этих дневников какому-нибудь талантливому историку - у англичан Аманда Викери всю карьеру построила на том, что читала чужие дневники и восстанавливала быт предыдущих поколений. Они с Люси Возли исторические звёзды на ВВС, регулярно выпускают если не фильмы, так радиопередачи. Только Люси ещё смешная и непосредственная, из-за чего фильмы лишь интереснее.
А у нас только Лотман, которого очень трудно выдержать и не заснуть.
Чатский бесит страшно и сразу дважды: потому, что он злобный мелкий упырок, который докапывается всю пьесу для ничего плохо не сделавших ему людей - на том только основании, что он вроде бы умнее, и потому, что его в два хода в итоге разыгрывает девица Софья, так что единственное реальное испытание для своего ума и проницательности, которое ему в пьесе выпадает, парень проваливает с треском.
И тем не менее автор пьесы явно ассоциирует себя с главным героем и полностью на его стороне. Забавно, что пьеса упорно читается по-другому, чуть только читатель повзрослеет и отойдёт от школьного промывания мозгов.