Люди с андроидами! Расскажите или пошлите в какое-нибудь душевное место, где рассказывают.
1. Присоветуйте какой-нибудь удобный словарь - типа выделить слово, а потом нажать какую-нибудь несуществующую кнопку на клавиатуре, а тут перевод. Только чтобы не надо было переключаться между приложениями или вкладками в браузере (потому что в таком случае меня и мультитран устраивает).
2. Нет же никакой возможности запретить Опере обновлять загруженную раньше страницу, когда как раз переключишься между вкладками/приложениями? Нереально задалбывает, особенно в условиях уличного интернета или на тв-тропах с их морями над примерами.
***
Опять не про Локи, а про Натали Портман. Неприличного размера простыня, лучше и не читайте.Ну, то есть, конечно, про Джейн, хотя в данном случае называть по имени актрису, а не персонажа - не случайность и тоже показатель проблемы.
Но я вообще на примере Тора хочу порассуждать про женские роли в приключенческом кино. Джейн, по большому счёту - девушка Бонда, этакий антураж, чтобы мотивировать героя и двигать историю. Проблема в том, что сейчас уже не тогда, мир меняется, феминизм, хоть и через попу, но становится мейнстримом, и людям нужны хорошие, сильные женские персонажи. Причём нужно это не только зрительницам, а зрителям любого пола - ну, может, я так наивно рассуждаю, наслушавшись рецензий на TGWTG. Однако процесс идёт всё-таки через попу, и поэтому женщины в комикс-фильмах - особенно в них, разумеется - часто дивное сочетание старых добрых сексистских штампов с попытками сделать из этих баб полноценных персонажей. Вот Джейн - явно такая попытка скрестить ежа с ужом, и получилось оно почти абсолютно неудачно.
В первом фильме она играет пресловутый романтический интерес героя, типа вот он её встретил-полюбил-изменился, стал защищать и после поклялся к ней вернуться. В нормальных боевиках романтическую линию либо оставляют за кадром, и тогда уже давно любимую жену засовывают в холодильник или похищают. Тут про глубину чувств остаётся лишь поверить на слово, ибо она не показывается, а декларируется, но, в принципе, нет никаких особых причин не верить.
Либо романс развивается в результате совместных приключений - и обычно это довольно длительные попытки выжить. И тут уже легко веришь, что после такого совместного опыта люди прикипают друг к другу и умом, и гормонами.
Ну либо Джеймс Бонд, где девушка с самого начала и до самого конца - всего лишь предмет обстановки. Только сценаристы, кажется, заботятся запомнить её имя, потому что им надо как-то обозначать её в сценарии.
И вот Портман (то бишь Джейн) в реальности ближе всего к третьей категории. При том, что её попытались как-то прописать - ей даже серьёзно левелапнули профессию с медсестры на астофизика, ей прописали с Тором умные разговоры, и любовь-морковь вроде закрутили не только по причине её неземной красоты. Проблема только в том, что и в качестве астрофизика, и в качестве человека, адаптирующего к нашей реальности инопланетянина, и в качестве любовного интереса она неубедительна вообще - потому что каждый из этих аспектов её персонажа сделан крайне поверхностно.
Она учёная? Я вас умоляю. Это уровень даже не комиксов, а детских мультиков. Самое научное, что от неё можно было услышать в фильме, это цитату из Артура Кларка (который, естественно, писатель-фантаст). И всё это на фоне мэрисьюшных деклараций: "да у меня оборудование, я сама его сделала!" "да твоя смертная способна сама построить второй Радужный мост и познать конвергенцию миров" - ну, в ответ на такое можно только тоже блеснуть цитатой: "вещи космического масштаба и космической же глупости".
Как опекун-адаптатор она тоже поверхностна и схематична, насколько это возможно. "Не бей чашки" - "хорошо, не буду". И по факту всё, на этом процесс адаптации завершился. Мне кажется, никто из этих так называемых учёных вообще не отнёсся к Тору как к объекту наблюдения. Его кричащую ненормальность и неприспособленность к нашему миру они приняли как данность, и всё. Самое большее, в чём проявлялось их любопытство - попросили потом, когда-нибудь, что-нибудь такое общее и невнятное рассказать.
Ну а любовный интерес... Вот тут с утроенной силой вылезает фамилия "Портман". Вообще, когда люди отзываются о Торах (да и Мстителях, и вообще всей линейке), они называют персонажей именами персонажей. Имена актёров тоже мелькают, но как правило при оценке конкретно актёрской работы - хорошо сыграл, плохо сыграл, я его люблю или терпеть не могу. Но в рассуждениях про характеры, перипетии сюжета вы непременно услышите: Локи, Тор, Один, Фригг, Наташа Романова, Соколиный глаз... За одним тройственным исключением - персонажей Натали Портман, Кэт Дэннингс и Стеллана Скасгорда чаще всего называют персонажами Портман, Дэннингс и Скасгорда. Хотя имена Дарси и Эрика Сольвега тоже можно услышать. Но вот Джейн - это почти всегда "Портман". Или "главный женский персонаж", в лучшем случае "девушка Тора". Почему так, объясняет цитата то ли из Роба Уокера (брат Критика, вот этот их совместный обзор), то ли из Синема Сноба (ссылка в предыдущем посте): "Такое чувство, что Тор влюбился в Натали Портман только за то, что она Натали Портман". То есть всё, что есть хорошего в Джейн - в _персонаже_ Джейн - это хорошенькое личико и известность актрисы.
То есть персонаж - пустой, штампованный, крайне поверхностный во всех своих проявлениях. И в то же время она занимает в фильме так много места - и чисто по времени, и как ценность для того Тора, потому что нехилые вещи для него мотивируются ею - что не замечать её невозможно. Но ни в одну из устойчивых и более-менее рабочих категорий она не попадает. Она не подружка в холодильнике и не чистая барышня в беде - ну, во втором фильме более-менее барышня, но в любом случае как практически не разговаривающий и условно-дорогой приз для главного героя, как мотивация его приключений она не работает. Вместо того, чтобы тупо декларировать - "Тор любит Джейн, и ради неё ого-го", сценаристы попытались показать нам их любовную историю. Но и участником этих приключений она ведь тоже не является! Ну вплоть до финала второго фильма. В первом же она практически не подвергается никакому риску, да и самая активная помощь Тору - привезти его к молоточку, а потом позвонить Сельвигу, и вот уже Сельвиг его потом выручит. То есть, попытавшись не декларировать, а показать их влюблённость друг в друга, создатели добились лишь того, что практически никто не верит в их чувства.
Во втором фильме она действует больше - в конце это нормальный участник экшена, в середине она скорее такой полуфокальный персонаж, чтобы её глазами полюбовваться на царскую семейку асов и прежде всего на Фригг, но всё это завязано на дико раздражающий сюжетный ход - что в Джейн засунули Эфир. Почему именно в неё? Ладно, один раз она удачно поймала Тора - и не просто так в пустыне выловила, а аж астрофизикой занималась, за небом наблюдала - хорошо, принимаем. Потом она даже его ждала, пыталась как-то пробиться со своей стороны. Ладно, пусть будет. Но какого хрена Мировое Зло решило выцепить именно её из всех жителей всех девяти миров? Почему не тех детей, который игрались с аномалией уже хрен знает сколько времени? Не охранника на этом складе? Да почему хотя бы не Дарси или голого Сольвега прямо со Стоунхенджа? То есть очевидно, что Эфир в неё засунули исключительно для того, чтобы был повод поставить её в центр нового фильма. Замотивировать её участие в фильме только тем, что она девушка Тора, что он хочет её увидеть, хочет познакомить с родителями у сценаристов не получилось. Или хотя бы прописать интригу так, чтобы пребывание Эфира в теле Джейн и именно Джейн было как-то обосновано.
И в результате всего этого получается такая мэрисья, что хоть в учебник ставь. Девушка, многочисленные достоинства которой громко декларируются, но никак не проявляют себя в конкретных мелочах. Она сверхмного или просто много значит для окружающих её людей, которые сами по себе обладают властью, могуществом, интересными характерами и сюжетными конфликтами, но совершенно невозможно понять причины этой её значимости. Можно возразить - "чего ты хочешь от фильма по комиксам?" Но самое-то смешное, что там все герои - персонажи комиксов. И если б они все были такими же плоскими и неубедительными, то и на Джейн, и на сами фильмы никто не обращал бы внимания. Но в том-то и дело, что практически все остальные персонажи интереснее и живее выглядят. А то, что Джейн - обычная землянка - ещё и добавочно срабатывает против неё. Потому что скандинавские боги - они и есть боги, герои мифов, к ним изначально относишься как к сказочным героям, которые в принципе не живые люди. И другое дело - нормальная землянка, которая как раз и есть живой человек. И от неё подсознательно этого и ждёшь - что она будет живой и реальной, а не ходячим собранием штампов.
И вот ключевая проблема всего этого безобразия, мне кажется, как раз в том, что из героини пытались сделать действительно героиню, которая что-то значит и для сюжета, и для остальных персонажей - но пытались это сделать, на самом деле не выходя за рамки убогого амплуа "девушка главного героя". То есть вся эта астрофизика, все громкие заявления о невероятных научных достижениях, да и даже вся помощь по спасению мира во втором фильм - это наспех придуманные детали, чтобы как-то оживить всё тот же вековой штамп - героиня нужна только для того, чтобы мотивировать главного героя, служить объектом спасения, а потом им восхищаться. И вот эти попытки оживить безнадёжно плоского и функционального персонажа в результате выглядят хуже, чем если б это была бы откровенная "барышня в беде", когда б нам с первых строк декларировали бы, что они ах как любят друг друга, а потом спустя две минуты пребывания в кадре её похитили бы, и Тор весь фильм её спасал, чтобы оставшиеся две минуты в конце они жили долго и счастливо.
В общем, факт тот, что герой истории должен быть по-настоящему её героем. Иметь настоящий характер, чувства, конфликты, бэкграунд. У Джейн вместо всего этого только попытки изобразить, прописать это дело бюджетными средствами. Причём, наверное, сама задача порочна и не имеет верибельного решения - вот если брать сюжет первого фильма, когда он попадает на Землю, и пусть там даже с кем-то знакомится, кто начинает ему помогать, в течение там двух-трёх дней решает свои проблемы (даже с риском для жизни), а потом улетает назад. Пусть бы он действительно завёл себе _друзей_, которых с удовольствием встретил бы снова в следующих приключениях - ну, как, в общем, это вышло с командой Мстителей. И вот эти дальнейшие приключения или даже не приключения, а просто какое-то знакомство могли бы привести и к чему-то большему. Но попытка вот в эти два-три дня, за которые Тор действует в основном самостоятельно и с той же Натали Портман проводит миниму времени, причём без каких-то завязанных конкретно на неё приключений и переживаний - попытка выродить из всего этого неземную любовь обречена на провал. Но в том-то и дело, что главная героиня нужна только как любовный интерес для главного героя. Это вот прям закон жанра, никак нельзя иначе - у неё нет другого оправдания, чтобы быть на постере рядом с главным героем.
То есть несмотря на весь не такой уж старательный оживляж, весь персонаж Джейн - функциональный придаток к Тору. И я не знаю, могло ли тут решить дело личное упрямство Натали Портман, талант или какие-то другие достоинства. Локи Хиддлстона захватил всю франшизу - по факту именно он самый популярный герой всего Марвел-мувивёрса. И я не думаю, что такое значение для противоречиво-отрицательного персонажа задумывалось десять-пятнадцать лет назад, когда идеи Марвел-мувивёрса только зародились. Конечно, сравнивать роль Локи и роль Джейн абсолютно несправедливо, потому что роль Локи в сотни раз выгоднее - и прежде всего своей противоречивой отрицательностью против слащавой положительности девушки главного героя. Но даже если сравнить Джейн с другими персонажами того же веса - в большей степени это Пеппер и в меньшей - Наташа Романова (она-то всё-таки сама по себе героиня, а не состоит при ком-то), а ещё есть девицы куда более лёгкого веса - Мария Хилл, Сиф, да хоть Дарси - то все эти девушки куда ярче и интереснее. Может быть, потому что ярче и интереснее актрисы, которые их играют. Может быть, потому что в их фильмах сценаристы лучше, и им перепадают остроумные реплики. А, может быть, и потому, что в их персонажах нет попыток объять необъятное.
Про Пеппер мне сложнее всего рассуждать, потому что куча фильмов (очень скучных), из которых я видела половину, и ту плохо помню. Но там ведь не сюжет притягивался за уши, чтобы оправдать присутствие любовного интереса в кадре, а ровно наоборот - любовь и чувства вполне естественно (и даже крайне неторопливо) возникли из того положения, в котором были главные герои. При этом Пеппер не потеряет своей значимости в сюжете и даже в личной человеческой ценности для Тони, если их романс на самом деле полностью убрать. Она всё равно останется на своём положении сайдкика, причём довольно интересного. Убери романс от Джейн - получится персонаж второго-третьего плана, класса Дарси, которому совсем не место на постерах. Но, может быть, как раз в таком случае она была бы лучше и интереснее.
Вообще, наверное, по-настоящему интересных женских персонажей в фильмах про супергероев быть не может в принципе. Во-первых, это просто не тот жанр, чтобы там были по-настоящему интересные персонажи любого пола. Дрочибельные - о да! Фандомообразующие - ещё бы! Персонажи, которые чему-то там учат, показывают типовые решения более-менее глобальных моральных проблем - тоже да. Но для какой-то уж очень глубокой и уникальной личности там не место. А для женской в особенности, потому что реальная среда обитания реальных же женщин всё-таки от этой поебени бесконечно далека. Хотя насколько это близко к реальным мужчинам, судить не берусь. Но женщины в этом супергеройском мире выглядят даже вдвое более искусственно, чем мужины.
Люди с андроидами! Расскажите или пошлите в какое-нибудь душевное место, где рассказывают.
1. Присоветуйте какой-нибудь удобный словарь - типа выделить слово, а потом нажать какую-нибудь несуществующую кнопку на клавиатуре, а тут перевод. Только чтобы не надо было переключаться между приложениями или вкладками в браузере (потому что в таком случае меня и мультитран устраивает).
2. Нет же никакой возможности запретить Опере обновлять загруженную раньше страницу, когда как раз переключишься между вкладками/приложениями? Нереально задалбывает, особенно в условиях уличного интернета или на тв-тропах с их морями над примерами.
***
Опять не про Локи, а про Натали Портман. Неприличного размера простыня, лучше и не читайте.
1. Присоветуйте какой-нибудь удобный словарь - типа выделить слово, а потом нажать какую-нибудь несуществующую кнопку на клавиатуре, а тут перевод. Только чтобы не надо было переключаться между приложениями или вкладками в браузере (потому что в таком случае меня и мультитран устраивает).
2. Нет же никакой возможности запретить Опере обновлять загруженную раньше страницу, когда как раз переключишься между вкладками/приложениями? Нереально задалбывает, особенно в условиях уличного интернета или на тв-тропах с их морями над примерами.
***
Опять не про Локи, а про Натали Портман. Неприличного размера простыня, лучше и не читайте.